?

Log in

No account? Create an account

Валеры Славук. (1)

« previous entry | next entry »
Mar. 28th, 2014 | 05:37 pm

Поделюсь моим любимым графиком и иллюстратором.
Валерий Славук. На его работах я росла. Это абсолютно родное.
Первый пост - иллюстрации к беларусской мифологии (+ некоторые общеславянские персонажи).


Гарцукі
Злые духи, катающиеся по ночам на конях.
Живя у бабушки в деревне почти всё своё детство, многих существ я себе так и представляла)


Еўнік.
(мой любімы нячысцік:)
дух-хранитель евни (помещения для сушки снопов разных зерновых культур).



Дамавы і дамавіха.



Cтрыга. Падменыш.
ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь.
Подменыш — ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и т.п.), подброшенный вместо похищенного новорожденного.



Лазнік
банник



Кікімары.
Как правило поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.
Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.
Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.
Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми значимыми событиями.



Валасень. адсюль хвароба - валасяніца.
(Волосень)
Одновременно обозначает и домашнего нечистика, и кожную болезнь (скураную хваробу).
Общебеларусским является поверье, что гнойный нарыв на коже (чаще всего на пальце) является результатом проникновения в организм мифологического волосня (он же валасень, валасяніца).



Злыдні
Если Хатник покидает дом - туда заселяются злые духи.. В том числе - Злыдни -  маленькие, горбатые, скрюченные создания в больших сапогах и шапках, которые проникают в дом, занимают место Хатника под печкой. Оттуда они делают набеги по всему дому: заглядывают в горшки с едой, а в кашу подсыпают песок, в жирное молоко наливают воды, портят в деже хлеб, крадут у кур яйца. Всему вредят и доводят семью до нищеты. Иногда в их появлении виноват сам человек. Он накликает Злыдней неуемным желанием разбогатеть, чрезмерностью в работе, а также работой во время еды.



Бадзюля.
В нашей мифологии нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода.
Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.
Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось.
С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, мог пойти по миру.
По народным поверьям для того, чтобы изгнать Бадзюлю, нужно было просто-напросто подмести в хате и в сенях, а мусор выбросить в противоположную от заката сторону.
Тогда, говорят, можно увидеть Бадзюлю.
Это немолодая женщина со свисающими до живота грудями.
На ней лишь грязное рваное покрывало, сквозь прорехи и дыры в ткани виднеется тело, покрытое струпьями.



Апíвень
Нячысцік, які чапляецца да людзей, схіляючы іх да п'янства. Апíвень нiколi не прамiнае нiводнага застолля. Ён прыстройваецца дзе-небудзь на канцы стала i сочыць за тым, хто i колькi выпiвае. Не вельмi пiтучых апíвень падбухторвае, каб яны як мага больш выпiлi. Калі яму гэта не ўдаецца — апíвень падсыпае ў чарку нейкага зелля, пасля чаго чалавек робіцца зусім п'яны. Вельмi падабаецца апíўню забаўляцца з п'янiцамi. Ён дражнiць iх, скiдвае пад стол i iнш.



Мара.
В низшей мифологии народов Европы злой дух, воплощение ночного кошмара.



Паветнік.
Большая шестикрылая птица, живущая там, где складывают дрова. Поветник регулярно обходит владения хозяев и следит, чтобы все было в порядке. Когда он находит неполадки, то сообщает вышестоящим духам и просит их исправить. Так что лучший способ иметь идеальное хозяйство - наладить дружбу с Поветником.



Хіхітун
В беларусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье



Аржавень.
Один из болотников, хозяин болота, покрытый ржавчиной.



Баламуцень.
Водяной человек, холостяк, который очень любит женщин. Когда у Баламутеня наступает пора любви, он перемещается туда, где женщины купаются и стирают белье, заигрывает с ними, мутит воду, щиплет за ноги. Приглядев себе женщину, ее белье отгоняет в другое место и цепляет за корни, а когда женщина приходит за бельем, то наводит чары и забирает с собой под воду. Но Баламутень никогда не берет к себе навсегда, он отпускает домой - и после этого женщина уже никогда не утонет.



Вадзянік.



Русалкі
Русалками становятся маленькие девочки, умершие не крещёнными, они живут в реках и озёрах, но появляются также в рощах и качаются на ветвях деревьев. Завидев прохожего, они заманивают его, говоря: «Хадзi да нас на арэлi, будзiм калыхацца»(качели). Если же кто поддастся на эту уловку, русалки защекочут его насмерть. Единственное средство спастись от них — показать им что-нибудь железное, и русалки тотчас убегают. Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен).


Русалкі



Балотнік.
и беларус на болотных лыжах.



Зазоўка.



Азярніцы
Озерницы. Согласно беларусскому фольклору, локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине.





Лясун.
(леший, лесовик)



Папараць-кветка.



Лазовы дзед



Гаёвы дзед і гаёўкі.
Лесной дед
Дух леса, как части отдельного пространства , потенциально чужого для человека, заботился обо всех лесных обитателях. Мог помогать человеку, идущему в лес с благими намерениями, делился знаниями о целебных растениях и полезных грибах-ягодах, в отдельные дни пас волков. Две его спутницы, лишенные одежды и украшений, раздевали девушек, снимали с них наряды и отправляли обратно голыми.



Вужыны цар/кароль.
Повелитель всех ужей и пресмыкающихся вообще. Охранник всех сокровищ и подземных кладов.
Отличается очень крупными размерами и наличием золотой “короны”. Чаще всего описывалась как имеющая вид срошихся концами листочков с размеженными по окружности золотыми рожкАми. Увидеть ужиного короля можно было чаще всего на Воздвиженье, на рассвете, когда он предводительствует всеми гадами, отправляющимися на зиму в так называемый “уласны вырай” (“собственный рай”). Корона ужиного короля наделялась особенными волшебными свойствами. Кто мог заиметь ее или хотя бы 1-2 рожка с нее, обретал способности понимать язык зверей, птиц и растений, читать чужие мысли, справляться с различными сложными ситуациями, тому человеку всегда везло (например, в охоте на диких животных). На владельца ужиной короны или ее части не действовал никакой яд. Вору она позволяла беспрепятственно проходить все замки и запоры. Иногда обладателю короны приписывалась способность видеть спрятанные клады.
Добыть фрагмент короны можно было так: на пути короля ужей и его подданных постелить скатерть или белый рушник, на него положить хлеб-соль и низко, до земли, поклониться ужу. Тот, переползая через рушник, в знак благодарности сбросит на него свою корону или несколько рожков с нее.



Вужалкі
в беларусском фольклоре девушка-змея, дочь змеиного царя.



Начніцы.
болезнетворные духи.



Воспа. Дэман хваробы.



Клікун.
дорожный демон



Хапун.
злой дух, крадущий детей.



Жыцень
древний бог жнивья.
Жыцень. Полевик, Житный дед Гречуха. Дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Жыцень – Осень у белорусов. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя. Жыцень представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и всклокоченными, косматыми волосами. Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает: все ли убрано как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, то есть с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенес он связанный сноп, бывает обильная жатва. Когда Жыцень странствует в виде нищего и при встрече с людьми грозит им пальцем, это служит предвестием всеобщего неурожая и голода в следующем году. Во время осенних посевов он незримо присутствует на полях и утаптывает в землю разбросанные зерна, чтобы ни одно не пропало даром.



Цёця. Грамаўніца.
Багіня лета



Жыжаль
дух огня
Подземным огнем распоряжается Бог Жыжаль. Жыжаль только то и делает, что расхаживает под землею и выпускает из себя огонь. Если он ходит медленно, то огонь небольшой и согревает землю. Если же быстро, то излучает большой огонь, и часть пламени прорывается на поверхность земли. От этого загораются леса, болота, луга. Пожары выжигают сенокосы, хлеб на полях. Земля от перегрева высушивается, от чего огороды и поля становятся бесплодными.



Зюзя.
Божество зимы, воплощение холода



Вазіла
Дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.



Баган
В славянской мифологии бог домашнего скота, изображался в виде человека с бараньей головой. В беларусской мифологии был более антропоморфным.



Вярнідуб (асілак)



Ядзеркі.
Морские царевны.



Пякельнікі
Черти из ада (пекла).



Жалезны чалавек



Велікан.



Мярцвяк.
в славянской мифологии — заложный покойник, чаще всего умерший колдун, который встаёт по ночам из могилы и поедает людей или высасывает у них кровь. Таких покойников хоронили подальше от селений и особым способом.



Баба-Яга, касьцяная нага
Злая чараўніца, якая робіць уночы рознае паскудства і пра якую гаворыцца, што яна «ў ступе едзіць, таўкачом паганяець, а памялом след замятаець»



Малочныя ведзьмы
мифические существа, которые считались вредными, потому что отбирали у коров молоко, от чего снижался удой, а молоко становилось жидкое, без сливок, в то время как у самих молочных ведьм молоко становилось чрезвычайно густое и сразу сбивалось в масло. Свои колдовские намерения они чаще всего осуществляли в те дни, «когда роса молочная" - на святого Юрия (первый выпас животных) и на Купалье. В первый свой шабаш на купальскую ночь молочные ведьмы и черти собирались вместе и устраивали общее купание в молоке, отобранном у чужих коров. В этот же день ведьмы ездили на корову с пастбища до околицы. Они никогда не носили с собой молока - им достаточно было вставить нож в дерево, и оно начинало источаться оттуда. Под молочными ведьмами подозревали отдельных местных женщин, способных осуществлять колдовские действия не только в своем естественном облике (на злой промысел они выходили обнаженными или в рубашке, с взлохмаченной головой), но и преобразованных в какое-то зооморфное существо: лягушку-рапуху, собаку, кошку, ласку, курицу, ворона, козодоя (казадоя), гадюку, ящерицу, муху. Замеченным в колдовстве лицам старались ничего не давать, чтобы через заемные вещи ведьмы не отобрали молока. Способы добычи молока представлялись неодинаково: молочная ведьма могла отнять молоко у коровы даже только взглянув на ее вымя или попробовав ее молока, а также взяв клок ее шерсти, могла перекинуться в мелкое животное и, уцепившись за вымя, высасывала молоко, от чего корова бесилась и заболевала... С молочными ведьмами старались бороться: например, подозрительной жабе наносили раны, надеясь, что соответствующее увечье обязательно проявится и на настоящей ведьме (у беларусов есть много различных баек о том, как на утро чья-то соседка в самом деле оказывалась с перебитой рукой). Много было опасений и для самого животного: самое простое - падкурванье коровки купальскими снадобьями.



Ваўкалак.
Легенды о волколаках были широко распространены в Беларуси. Характерной их особенностью являлось то, что в них люди становились оборотнями не по своей собственной воле, а по злому умыслу чаровников или ведьм. Иногда колдун мог превратить в волколаков сразу несколько человек, например, всех, кто собрался на свадебный пир (данный сюжет был использован Яном Барщевским в балладе «Девичий родник», опубликованной в «Незабудке» за 1841 г.).
Оказавшись в новом обличии, оборотни тяжко страдали. Некоторые из них озлоблялись и начинали творить зло. Например, Иван из сказки «Волколака», приведённой в сборнике И. П. Тарнавы-Боричевского, рассказывает односельчанам: «С той поры, остервенелый, я бросался на всех, кого только встречал, и кровь жертв моих осталась на мне» (Боричевский И. П. «Повести и предания народов славянского племени», ч. 1, СПб, 1840). Но многие совершали и добрые дела, как, например, герой сказки «Волколаки» (записанной в 1838 г. в Минской губернии), спасший зимой от холода младенца и через четыре года после этого проснувшийся человеком (Боричевский И. П. «Повести и предания народов славянского племени», ч. 2, СПб, 1841).

это не все иллюстрации по данной теме. здесь собраны только те, что я нашла в нормальном разрешении, а так, работ ещё больше)
интервью с Валерием Петровичем:
http://www.kimpress.by/index.phtml?page=2&id=258&mode=print

Link | Leave a comment |

Comments {43}

Alena

(no subject)

from: greenm00n
date: Mar. 28th, 2014 12:59 pm (UTC)
Link

спасибо, отличная подборка.

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 28th, 2014 02:42 pm (UTC)
Link

не за что, по сути это же одна книга, и тут не все.
сделаю второй пост с иллюстрациями к Шляхціцу Завальне и т.д.))

+ блин, засранки (ты и ещё две малышки в моих френдлентах))), что здесь, что в ФБ растревожили душу своими записями о DM, слушаю их уже 3 дня))) даже начала жалеть, что осознанно не пошла и во второй раз на них))))))))

Edited at 2014-03-28 07:19 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread | Expand

syllektis

(no subject)

from: syllektis
date: Mar. 28th, 2014 02:17 pm (UTC)
Link

Спасибо.
А мне из ваших Татарников ближе всего: http://www.mart.by/2005/07/27/pavel-tatarnikov-chtoby-tebya-zametili-nuzhno-rabotat-i-chto-to-umet/

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 28th, 2014 03:08 pm (UTC)
Link

Пока не за что, тут пока иллюстрации к мифологии.. а скорее к части моего детства))

хм, ещё одна фамилия, которую я из-за дырявой памяти не помню. а работы его зато помню)) и помню, что показался он мне, не поверишь.. обычным, ну точнее все те работы, которые я видела (кроме зелёного тролля) такие красивые... но это типичная станковая школа академии искусств - подобного уже насмотрелась..
Хотя Татарников конечно очень силён и прекрасен, но чисто субъективно - у меня перед ним меньший трепет, нежели когда я рассматриваю каждую травинку на работах Валерия Петровича, жаль что его работ в инете не так много, только иллюстрации из книг. у Славука свой почерк. его детские книги хоть и страшшные, но детские, а Татарникова иллюстрации взрослые и вылизанные, но это конечно, очень субъективно..))

вот ещё парочка картин











Reply | Parent | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 28th, 2014 03:14 pm (UTC)
Link

в смысле Зелёного тролля я вживую не видела, как и некоторые другие работы

Reply | Parent | Thread | Expand

Петр Абажуров по прозвищу Плафон

(no subject)

from: baader
date: Mar. 28th, 2014 04:19 pm (UTC)
Link

это прекрасно, а интересно, в виде книги это можнно купить?
А ты не знаешь, Чубась - правда был такой, или сейчас шутки ради придумали?
Чубась - (чубысь, бесенок рыжий ) - маленький зловредный домовой дух . Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы "с лицом вроде человеческого" . Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном ("все в амбарах поберет, из сусеков заметет" и животными ("что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку - гони в буераки, курку и козлищу - ко мне в логовище"), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать . "Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою" . Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может "цельную волость запустошить" .

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 28th, 2014 04:26 pm (UTC)
Link

ну и кто из нас всезнайка?!))) я не знаю, кто такой чубась))))))))) но имя мне его очень нравится! хоть и гадёныш)))

можно - это точно! я просто пока не задавалась целью. у меня одна из книг с его иллюстрациями была, я обожала её, но того дома больше нет и книги тоже. у самой появилась мысль по букинистам пройтись или по книжным за переизданиями. ты хочешь книгу?

Reply | Parent | Thread | Expand

ryw

(no subject)

from: ja_ryw
date: Mar. 29th, 2014 04:43 am (UTC)
Link

здорово! это сколько же страхов у людей было. и как искусно они учились с ними справляться.
зазоука и лясун - самые крутые )

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 29th, 2014 04:56 am (UTC)
Link

а я до сих пор на все скрипы-ляпы у бабушки со страхом реагирую))))
>>>зазоука и лясун - самые крутые )
самых дружелюбных выбрала))) решишься с видео -пиши в ФБ, но подумай насчёт бородатого <- он умеет камеру держать))))

Reply | Parent | Thread | Expand

LiveJournal

Еще Славук

from: livejournal
date: Mar. 29th, 2014 07:32 am (UTC)
Link

User pan_dohva referenced to your post from Еще Славук saying: [...] Стрыга Русалки Озерницы Асiлак Вярнiдуб Велiкан Папараць-кветка Воспа Вупыр Баба Яга Источник [...]

Reply | Thread

8helga

Re: Еще Славук

from: 8helga
date: Mar. 29th, 2014 07:41 am (UTC)
Link

добрый день!) спасибо за то, что авторство поста указали, но уберите, пожалуйста, ссылку на меня из своей записи:) пасиба заранее))

Edited at 2014-03-29 11:44 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

evil_frees

(no subject)

from: evil_frees
date: Mar. 30th, 2014 02:04 pm (UTC)
Link

Блин, это очень-очень круто! Спасибо, открыл для себя много нового!

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Mar. 30th, 2014 03:23 pm (UTC)
Link

да ну, не за что)) держи ещё две картинки, это уже станковая графика(если раньше, конечно, не видел))


Reply | Parent | Thread | Expand

Mikhail Ekadomov

(no subject)

from: mikhailekadomov
date: Apr. 21st, 2014 06:14 am (UTC)
Link

спасибо ;)

Reply | Thread

8helga

(no subject)

from: 8helga
date: Apr. 21st, 2014 08:37 am (UTC)
Link

это называется:"Если Мишка вернулся в жж - ищи комментарии где-то в постах, про которые уже сама забыла))"
да не за что) этот человек - иллюстратор моего детства:)

Reply | Parent | Thread | Expand